Функциональная грамотность – это умение применять знания и навыки в практических жизненных ситуациях. Обычно в это понятие включают:
- читательскую грамотность;
- математическую грамотность;
- естественно-научную грамотность;
- глобальные компетенции;
- финансовую грамотность;
- креативное мышление.
ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
В России проводят четыре исследования функциональной грамотности. Три из них – международные. Это TIMSS и PIRLS для 4-х классов и PISA для 4-х и 8-х классов. С 2019 года Минпросвещения также запустило общероссийское исследование качества образования по модели PISA.
Минпросвещения и Рособрнадзор утвердили методологию и критерии оценки качества образования в школах на основе практики международных исследований (приказ Рособрнадзора, Минпросвещения от 06.05.2019 № 590/219). В документе содержатся методы и критерии, которые будут использовать для оценки. А еще – график исследования в разных регионах.
Внешние исследования функциональной грамотности
Исследование | Что проверяет | Какие классы | Когда проходит | Когда ближайшее |
---|---|---|---|---|
TIMSS | Качество математического и естественно-научного образования | 4-е и 8-е | Раз в четыре года | 2023 год |
PIRLS | Качество чтения и понимания текста | 4-е | Раз в пять лет | 2021 год |
PISA | Все виды грамотности | 15-летние школьники | Раз в три года | 2021 год |
Оценка качества образования по модели PISA | Качество математического и естественно-научного образования | 8-е и 9-е | Раз в четыре года | 2019–2024 годы в разных регионах в соответствии с графиком |
В национальном проекте «Образование» одной из приоритетных целей обозначено вхождение России в десятку лучших систем образования по результатам международных исследований.
Нормативно-правовая база по организации и проведению оценки функциональной грамотности обучающихся в 2021-2022 учебном году
- Нормативно-правовые документы федерального уровня
- Нормативно-правовые документы регионального уровня
- Нормативно-правовые документы муниципального уровня
- Нормативно-правовые документы образовательной организации
В настоящее время разработаны Интернет-ресурсы, контент которых можно использовать для развития и оценки функциональной грамотности обучающихся:
1. Электронный банк заданий:https://fg.resh.edu.ru/.
Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий, представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке https://resh.edu.ru/instruction.
2. Общероссийская оценка по модели PISA. Вебинар для образовательных организаций (25.09.2020). Презентация платформы «Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности» https://fioco.ru/vebinar-shkoly-ocenka-pisa.
3. Открытые задания https://fioco.ru/примеры-задач-pisa.
4. Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf.
5. Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы). ФГБНУ Институт стратегии развития образования Российской академии образования http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/.
6. Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/.
7. Вебинары для учителей-предметников по функциональной грамотности https://prosv.ru/webinars.
Рекомендуемые электронные ресурсы (для формирования функциональной грамотности)